Мы — адвокаты и представители юридического сообщества — считаем, что возникновение правоприменительной практики по внесению адвокатов в реестр СМИ — «иностранных агентов» — это момент, требующий от адвокатуры консолидированного ответа.
Промедление упрочит ситуацию, при которой адвокаты, получающие гонорар от иностранных граждан или от зарубежных организаций и выступающие публично, будут находиться под постоянным давлением. Федеральная палата адвокатов может и должна заступиться за членов корпорации.
В ноябре 2021 года в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее — реестр СМИ — «иностранных агентов»), были внесены два адвоката: Иван Павлов и Валерия Ветошкина. Адвокат Валерия Ветошкина обжаловала в Замоскворецком районном суде города Москвы распоряжение Министерства юстиции РФ о внесении ее в реестр СМИ — «иностранных агентов». 9 февраля она получила возражения Минюста, в которых указано: адвокат распространяла информацию, так как давала различным СМИ комментарии о делах, в которых она выступает в качестве защитника, а также получала иностранное финансирование, поскольку ею заключались соглашения или договоры с некоммерческими организациями, внесенными в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее — реестр НКО — «иностранных агентов»).
Это не первый случай, когда юристов вносят в реестр СМИ — «иностранных агентов»: помимо Ветошкиной и Павлова, там находятся еще два практикующих юриста: Галина Арапова и Максим Оленичев. Эти ситуации показывают дискриминационную суть законодательства об «иностранных агентах» и препятствуют деятельности профессионального юридического сообщества. Внесение адвоката в реестр ставит под вопрос возможность продолжать деятельность и представлять в суде интересы своих доверителей.
Конституция РФ и Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантируют каждому возможность обращения за юридической помощью, в том числе к адвокатам. Однако мы видим, что в имеющейся ситуации адвокат подвергается рискам, когда сотрудничает и помогает организациям, признанным «иностранными агентами», а также представляет интересы иностранных граждан и организаций, так как это может спровоцировать включение в реестр «иностранных агентов».
Мы — адвокаты и представители юридического сообщества — выступаем за полную отмену законодательства об «иностранных агентах». Это законодательство носит ярко выраженный дискриминационный и неправовой характер и противоречит как Конституции, так и международным обязательствам РФ. Оно наносит вред обществу и государству.
В связи с этим мы считаем необходимым инициировать обсуждение как законодательства об «иностранных агентах» и возможную его отмену, так и сложившейся практики его применения широким юридическим сообществом, в том числе — на уровне Федеральной палаты адвокатов. Складывающаяся практика включения в реестр СМИ — «иностранных агентов» юристов и адвокатов требует активной реакции по нескольким причинам:
1. Нарушение гарантий независимости адвокатов
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.
2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
Внесение в реестр СМИ — «иностранных агентов» представляет собой вмешательство в адвокатскую деятельность, поскольку его результатом становится наложение целого ряда ограничений на деятельность адвоката. При этом оно осуществляется по внесудебной процедуре, попасть в реестр адвокат может в любой момент. О причинах внесения в реестр в уведомлении Минюста не сообщается. Информацию можно получить только подав административный иск.
2. Нарушение права на получение квалифицированной юридической помощи внесением адвокатов и юристов в реестр СМИ — «иностранных агентов»
В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Заключить соглашение с адвокатом может любое лицо. Получение гонорара от иностранных организаций или граждан, а равно от физических и юридических лиц, внесенных в реестры «иностранных агентов», не должно становиться причиной внесения адвоката в реестр СМИ — «иностранных агентов» — так же, как адвокат, представляющий интересы подсудимого, не становится обвиняемым в аналогичном преступлении, если доверителя признают виновным. В противном случае все вышеперечисленные окажутся лишены или существенно ограничены в праве на получение квалифицированной юридической помощи.
3. Угроза гласности судопроизводства в контексте комментариев средствам массовой информации
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. <…>
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Согласно ст. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 13 декабря 2012 года № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» для обеспечения гласности необходимо обеспечить доступ представителей редакций СМИ к информации о деятельности судов. Это гарантируется рядом норм, перечисленных в статье, которые не разделяют журналистов на представителей СМИ — «иностранных агентов» и не имеющих такой статус.
Предоставление комментариев средствам массовой информации — один из методов защиты доверителя, неотъемлемая часть адвокатской работы, особенно по делам, вызывающим общественный интерес, а также важнейшее средство обеспечения гласности судопроизводства. То, что адвокат дает комментарии СМИ, выполняющему функции «иностранного агента», не делает его распространителем информации этого СМИ. Более того, информацию, которую дал адвокат, может процитировать любое СМИ без его ведома, а материал, опубликованный журналистом, — это объект его собственных или издания авторских прав. Предоставление комментариев средствам массовой информации не может уравнивать адвокатскую деятельность с деятельностью прессы.
4. Нарушение принципа равенства сторон в процессе
Состязательность и равенство сторон в судебном процессе — это базовый принцип судопроизводства.
Он закреплен, в частности, в ст. 224 Уголовно-процессуального кодекса от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 128-ФЗ, ст. 14 Кодекса Административного судопроизводства от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ, ст. 8 Арбитражного процессуального кодекса от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ и в других нормах.
Одновременно с этим в соответствии со ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» «сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Министерство юстиции пока никак не прокомментировало запросы юристов, внесенных в реестр СМИ — «иностранных агентов» об обязанности маркировать документы, направляемые ими в суды. Тем не менее, учитывая практику правоприменения аналогичных норм, относящихся к НКО — «иностранным агентам», можно предполагать, что документы, направляемые в суды, являются «сообщениями» или «материалами» СМИ — «иностранных агентов». Необходимость маркировать документы, направляемые в суд, ставит адвоката в неравное положение с процессуальным оппонентом. Наличие маркировки на документах, направляемых в суд, может спровоцировать предвзятое отношение к одному из участников процесса, что создаст риск вынесения неправосудного решения.
5. Нарушение адвокатской тайны
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
По закону физическое лицо, внесенное в реестр СМИ — «иностранных агентов», обязано раз в квартал указывать все источники поступления денежных средств в отчете и раз в полгода публиковать отчет о своей деятельности в Интернете. Факт обращения за юридической помощью и сумма гонорара — адвокатская тайна. Эта мера отнимает у доверителей те гарантии, которыми они обладают, когда обращаются к адвокату. Идентичная ситуация с расходами по делам доверителей: если адвокат — «иностранный агент» захочет оплатить заключение специалиста со своего счета, он также должен будет отразить это в отчете, что ведет к раскрытию тактики защиты по делам.
6. Требование создания юридического лица и финансовое давление
По закону, физическое лицо, внесенное в реестр СМИ — «иностранных агентов», обязано учредить юридическое лицо. Адвокат может его учредить, но не может быть генеральным директором. Это вынуждает адвокатов искать директора и главного бухгалтера, платить им деньги и проводить раз в год аудит.
7. Фактический запрет на профессию
Законодательство об «иностранных агентах» уже стало рычагом давления на адвокатов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. Это влияет негативно как на адвокатуру, так и на тех лиц, кому оказывается юридическая помощь.
Описанные выше проблемы касаются не только уже пострадавших юристов и адвокатов. Широта формулировок законодательства, непрозрачность решений о внесении в реестр «иностранных агентов» и специфика работы ставят под удар каждого юриста и адвоката, который занимается практикой в России.
Мы — адвокаты и представители юридического сообщества, требуем:
- а) Обеспечить адвокатам, включенным в реестр СМИ — «иностранных агентов», представление интересов в судах и поддержку сообщества при обжаловании включения в реестр для предотвращения подобной практики в будущем. Представить официальную позицию ФПА РФ в судебных процессах по обжалованию включения в реестр СМИ — «иностранных агентов» адвокатов Ивана Павлова и Валерии Ветошкиной.
- б) Инициировать обсуждение проблемы признания адвокатов СМИ — «иностранными агентами» и связанных рисков вмешательства государства в профессиональную деятельность защитников, на открытой площадке с участием представителей гражданского общества и Министерства юстиции РФ.
- в) Оформить по итогам обсуждения позицию и обратиться с требованием содействия в защите прав адвокатов в Совет по правам человека.
- г) Обратиться в Министерство юстиции РФ и уполномоченные органы с требованием корректировки правоприменительной практики и недопущения впредь присвоения адвокатам статуса СМИ — «иностранных агентов».
- д) Обратиться в Государственную Думу РФ с предложением инициировать изменения в законодательстве об «иностранных агентах», защищающие адвокатов и других представителей гражданского общества от включения в реестры «иностранных агентов», и сообщить о полученном ответе.
Призываем адвокатов и других представителей юридического сообщества России подписать данное обращение.